Сизова Ульяна Николаевна учитель - логопед МБДОУ №53 "Росточек"

Консультации для родителей

 Консультация для родителей "Если ваш ребенок не говорит"

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким и здоровым, умным, успешным и удачливым. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

• Говорите больше с ребенком. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

• Озвучивайте любую ситуацию. Ребенок должен видеть и слышать Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

• Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

• Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов: «Птичка прилетела! Красивая птичка прилетела! Прилетела птичка, села на окошко! Какая красивая птичка! Кто сидит на окошке? Птичка сидит! Иди к нам, птичка!» Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова.

• Не употребляйте слишком много длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

• Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

• Принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд). Поддерживайте его стремление общаться. «Дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба- ба, бя-бя-бя»; с разными гласными: «ба-бо-бу-бе- бы-би».

• Уважайте его попытки говорить. В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.

• Играя, учите подражать. Играйте в игры «Две собачки лают», «Две киски мяукают», «Мы в лесу: ау – ау». Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

• Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта, имена зверей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Затем «Что это?»

• Развивайте фонематический слух. Побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож): «Посмотри, это крыша. Где крыша? Вот крыша. Это крыса. Где крыса. Вот крыса. А где крыша? А где крыса?»

• Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз. Не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

• Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.

• Только Вы. Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности помогут Вашему ребенку развиваться гармонично.

• Недостаточный опыт общения со взрослыми – будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Взрослые сводят до минимума свое обращение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя» и «замолчи».

Кроме того, играет роль сама речь взрослого – её правильность и богатство. Если нормальный ребенок после двух лет не проявляет потребность заговорить, желательно выяснить, пытается ли ребенок общаться со взрослыми посредством любых звуков или жестов. Если малыш хочет как-то общаться, то в ближайшие месяцы могут появиться слова. Однако, если ребенок достиг 2,5 лет, то отсутствие речи должно настораживать, независимо от того, на сколько он продвинулся в остальном или насколько выразительна его бессловное общение. В таком случае необходимо обратиться к специалистам: невропатологу и логопеду.

18 августа 2016 в 20:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.