Сизова Ульяна Николаевна учитель - логопед МБДОУ №53 "Росточек"
Консультация "Игры и упражнения для профилактики речевых нарушений"Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц и артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель Артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Методика проведения артикуляционной гимнастики Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы. Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Дыхательная гимнастикаЦель дыхательной гимнастики - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре профилактики с детьми, младшего дошкольного возраста. Особенно важную роль дыхательная гимнастика играет при профилактике и коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия. Методика выполнения дыхательных упражнений Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха. При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении. Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Методика выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей: - воздух набирать через нос; - плечи не поднимать; - выдох должен быть длительным и плавным; - необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками). Будьте внимательны к самочувствию ребенка! Если Вы заметили, что его дыхание учащено, он резко побледнел или покраснел или начал жаловаться на покалывания в ногах или кистях рук, значит, Вы перестарались. В обязательном порядке прерываем занятие и делаем такое упражнение для восстановления: ладошки складываем «ковшиком», накрываем ими лицо и 2-3 раза в них дышим, медленно и глубоко. После этого, по самочувствию малыша принимаем решение, либо продолжаем гимнастику, либо переносим занятие на завтра. Примеры дыхательных упражнений «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа. «Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева, на которую предлагается дуть. «Хомячок.» Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом. Так же как и артикуляционную гимнастику, данные упражнения можно сопровождать иллюстрациями. «Бабочка» (снежинки, листики) Предложите ребенку помочь бабочке (пчелке и т. п.) полететь. Подвесьте на ниточку картинку с изображением) из легкой бумаги или фигурку. Попросите ребенка глубоко вдохнуть через нос и потихоньку выдыхать через рот (губы сложены в трубочку, так чтобы фигурка сначала потихоньку полетела, затем сильнее, а затем резко поднялась вверх. Следите за тем, чтобы щеки ребенка не надувались. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности. Пальчиковые игры. Методика их проведения. [/u] Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики Игра с прищепками Для этой игры понадобятся, обычные бельевые прищепки и фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник). Прикрепить прищепки по периметру фигурки. Игра «Лыжи» Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы». Игра «Пуговки» Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д. Игра «Карандашик» Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. Игра «Шнуровка» Шнурки продеваются через отверстия в игрушке. Шнуровки могут быть разные. (Дерево, цветочки и т. д) Счетные палочки Выкладывание фигурок из счетных палочек. Игра «Золушка» Насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка брать их большим и средним пальцем, большим и безымянным, большим и мизинцем. Соленое тесто и крупа Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом. 18 августа 2016 в 21:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.